Пермский муниципальный район / travel@permraion.ru / © 2019

Археологические памятники

Гляденовское костище

Расположено на Гляденовской горе на правом берегу р. Нижняя Мулянка неподалеку от г. Перми. Известно с 16 в. Впервые исследовано Н. Н. Новокрещённых в 1896 г., в 20-21 вв. неоднократно исследовалось А. Д. Вечтомовым, А. Н. Лепихиным, С. Н. Коренюком.
Расположено на площадке ананьинского городища и представляет собой культовое жертвенное место. Окружено системой из трёх валов. Культурный слой мощностью до 1,5 м насыщен отложениями костного пепла, пережжённых, частично обожжённых и сырых костей животных. Изучены мощные напластования костей, различные жертвенные комплексы в виде прокалённых глиняных площадок, канавок с остатками жертвоприношений и столбовых ям от деревянных истуканов-идолов.

 

В этих жертвенниках найдено несколько сотен миниатюрных сосудиков для жертвенной крови. Обнаружены отдельные жертвенники с черепами медведей и лосей, ритуальное захоронение жеребёнка и ритуальное человеческое погребение. За многие годы исследований здесь собрано огромное количество находок: свыше 25 тыс. стеклянных и каменных бус, железных и бронзовых наконечников стрел, наконечники копий и дротиков, вотивные (т. е. имевшие культовое назначение) изображения животных, людей и различных орудий труда. Найдены древние монеты, например, кушанская монета царя Хувишки 306-333 гг. н. э, китайская монета в 5 шу, отлитая в годы правления императора Гуан Уди (25-57 гг. н. э.) династии Младшая Хань. Возможно, здесь же находилось известное по легендам и «Житию епископа Трифона Вятского» жертвенное место, где гл. божеством, которому приносились жертвы, была огромная ель.

Костяная гора.

Расположена в 4 км от Юго-Камского вниз по течению речки Юг и в 5 км от реки Кама. В 1964 году на горе были проведены раскопки и обнаружено костище Гляденовской эпохи (3 – 5 тыс. лет до н. э.). Экспонат из раскопок (бляха) хранится в Пермском краеведческом музее.

Гляденовские племена считаются далёкими предками коми-пермяцкого народа. Массовые жертвоприношения скота были распространены у коми-пермяков. На Юго-Камском костище преобладают кости домашних животных: лошадей, крупного рогатого скота, но встречаются и кости человеческие.

Наряду с охотой и рыбной ловлей, которые были вспомогательными, основное занятие у древних пермян было крупное животноводство. Наличие большого количества пастбищ позволяло разводить крупный рогатый скот, лошадей.

Поклонялись древние люди небесному Богу Инмару, богу подземного мира – Кылдысину и богу атмосферных явлений – Куазью. Первому богу жертвы (мясо, кости) сжигались, второму – закапывались в землю, третьему – развешивались на деревьях шкуры и головы животных.

Жили древние люди в долине речки в приспособленных для жизни жилищах. Гора служила местом культовых церемоний, а также местом, где люди могли укрыться от нападения врагов. С трёх сторон Костяная гора очень крутая. К тому же по краю склона она была укреплена деревянным частоколом. С четвертой стороны гора соединяется с горной цепью узким перешейком. На этом перешейке был выкопан ров, а за рвом был сооружён земляной вал, укреплённый деревянным частоколом.

При раскопках были обнаружены не только кости, но и многие предметы охоты, одежды, украшения. Все эти предметы ананьинской культуры (VIII - III вв. до н.э.) хранятся в Пермском краеведческом музее.

Мокинский могильник
Расположен в Перм. р-не Перм. края. Выявлен А. В. Шмидтом в 1924 г. В 1990-х гг. неоднократно раскапывался Н. В. Кулябиной и А. Ф. Мельничуком.
Исследовано 241 погребение, совершённое в прямоугольных ямах глубиной от 20 см до 1,5 м и ориентированных по линии восток-запад. Погребения совершались как по обряду трупоположения в деревянных гробовищах, так и по обряду трупосожжения. Некоторые могилы имеют следы ритуальных разрушений костяков. Ряд погребений имеет на дне белую известково-меловую подсыпку, характерную для сармат. В материалах погребений собрана большая коллекция керамики, пряжек и наконечников ремней от поясных наборов и узды из железа, меди и серебра, найдено сарматское височное кольцо, костяные черешковые наконечники стрел, железные наконечники копий, крупные стеклянные, халцедоновые и янтарные бусины, в том числе украшающие темляки рукоятей железных мечей сарматского типа в деревянных окрашенных красной краской ножнах с накладками из серебряного тиснёного листа.
Наибольший интерес представляет находка небольшой сапфириновой (голубоватый халцедон) позднеантичной геммы, изображающей головку Амура. Данный предмет датируется первой половиной 1 в. н. э. и является фалерой – наградой для римских легионеров. Вероятно, этот ценный боевой трофей сармат использовался как навершие меча.
По мнению исследователей, материалы Мокинского могильника и особенности его погребального обряда отражают непростую этнополитическую ситуацию в Приуралье в первых веках н. э. К сожалению, в конце 20 в. могильник неоднократно подвергался незаконным браконьерским раскопкам и серьёзно повреждён.